Среда, 22.01.2025, 02:55Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 91

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Выставка почтовых марок "От писаницы до буквицы"

 Предисловие

 

Древнеславянская буквица твердо [т] имеет базовый позитивный и теневой образ. Базовый образ — твердость; уверенность; духовный принцип, утверждающий меру; основательность; теневой образ — зыбкость, шаткость, ложная система убеждений, сомнительные предприятия, рассчитанные на случайный успех, чрезмерная самоуверенность; твердолобость.

 

Словарь.

 

Коллекционируйте марки! Это особенно полезно для тех, кто занимается умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память…, есть форма отдыха от непосредственной напряжённой работы.

 

Альберт Эйнштейн.

 

 

От писаницы до буквицы

 

 

Добрый день, уважаемый читатель. Рад, что снова Вы с нами. Заглянули, так сказать, на огонек. А огонек сегодня нам бы хотелось зажечь посильнее, да так, чтобы видно его было издалека. Сегодня мне хотелось бы поговорить об одной теме коллекционирования в филателии. И для того, чтобы мой рассказ был интереснее (хочу произвести на Вас, уважаемый читатель, большее впечатление), начну издалека.

Итак, обращаясь к истории филателии в начале повествования скажем пару слов о том, что вообще такое тематическая коллекция и кто придумал собирать марки по темам. Зарождение тематической филателии связывают с именем Михаила Яковлевича Сюзюмова из Златоуста, который в 1925 году сформулировал основные принципы тематического коллекционирования. Новое направление в филателии получило название «златоустовской платформы». Собственно «Златоустовская платформа», как декларация принципов советской филателии, составленная членами кружка юных филателистов златоустовской школы 2-й ступени и опубликованная в журнале «Советский коллекционер», видимо, была политическим ходом той эпохи становления СССР. Но, как бы там ни было, сформулированная в 1925 году она имела один из главных тезисов, характеризующих принцип коллекционирования марок. А именно принцип тематического коллекционирования, то есть коллекционирование марок, посвященных какой-либо одной теме.

На сегодня существует великое множество различных тематик коллекционирования марок — это и спорт, и фауна, и искусство. Есть тема «Мерлин Монро», которой посвящено великое множество марок. «Война» - тема, которой посвящают великолепные по дизайну и печати малые листы и блоки. Тематические коллекции порой достигают колоссальных размеров, включают в себя не только марки, но малые листы, блоки, конверты первого дня, спецгашения и др. И во всем этом буйстве и разнообразии потерялась одна филателистическая тема, забвение которой со стороны АО «Марка» выглядит как поведение нерадивого, неблагодарного ребенка по отношению к своим родителям. На фоне бесчисленных футбольных баталий на марках, множества серий, посвященных детским рисункам, а в последнее время и вышедших из недр АО «Марка» рекламных марок, догорает последний уголек надежды на то, что вспомнят те события, которые и заложили основу для появления почтовой марки. Думаю, уважаемый читатель, Вы уже догадались что речь идет о марках, посвященных первопечатникам. И не только о них, а если взять шире, то о зарождении письменности, ставшей впоследствии стимулом для развития технологии печатания книг и других изданий.

Когда же зародилась печать в мире? Не утруждая Вас, уважаемый читатель, предисторией развития книгопечатания (об этом мы расскажем с помощью экспонатов самой выставки) скажем, что книгопечатание было изобретено трижды: в Китае, в Корее и в средневековой Европе. Первой печатной книгой считают текст, созданный с помощью ксилографии в Корее в период с 704 по 751 годы. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным (Julien, «Documents sur l’art d’imprimerie»), в 581 году н. э., а по китайским источникам — между 935 и 993 годами нашей эры. Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году. При изготовлении первой книги использовался метод ксилографии – оригинальный текст наносился тушью на бумагу, после чего притирался к идеально обструганной доске. В дальнейшем гравер аккуратно обстругивал получившуюся заготовку, в результате чего получался зеркальный слепок текста. Используя такую форму можно было произвести около 2000 оттисков.

В середине XI века в Китае появляется первый наборный шрифт. Китайцы использовали не иероглифическое, а алфавитное письмо. А в 1420 году император Се Джонг утвердил новый алфавит из 24 символов, что в свою очередь существенно облегчило печать книг.

Большой вклад в развитие книгопечатания внес немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг. Первое изобретение – это словолитный процесс, в ходе которого гравер подготавливал пуансон, далее этим пуансоном в мягком металле выдавливалась матрица, и вот уже с матрицы, вставленной в словолитную форуму, отливалось необходимое количество литер.

В России книгопечатание началось в середине XVI века. Первая типография была открыта в Москве в доме священника Сильвестра в 1563 году. Первая печатня в Москве была открыта по приказу Ивана Грозного, она являлась государственным предприятием и средства на её организацию были выделены из царской казны. Её возглавил Иван Фёдоров, он сам делал станки, отливал литеры. Ему во всём помогал Пётр Мстиславец. Первая печатная русская книга имела название «Апостол», работа над ней велась с апреля 1563 по март 1564 года. Затем вышла в печать книга «Часовник». В ней содержались молитвы на каждый день. История книгопечатания в России неразрывно связана с развитием славянского книгопечатания в целом. Немалый вклад, уважаемый читатель, внес в развитие печатания на Руси университет в Кракове. Именно там в 1491 году впервые на типографии Швайпольта Фиоля были напечатаны книги со славянским (русским) шрифтом. И именно там обучался Иван Федоров, получил в Кракове бесценные знания о книгопечатании, изучил латынь, древнегреческий язык. Иван Федоров был очень образованный человек в совершенстве освоивший печатное дело.

Наряду с Россией и Белоруссии есть о чем поведать Вам, уважаемый читатель. В том же Краковском университете учился один из самых почитаемых в Белоруссии ученых Франциск Скорина. В своей стране (в Белоруссии — прим. авт.) Скорина считается одним из величайших исторических деятелей. В его честь названы две награды страны: медаль и орден. Его имя носят университет в Гомеле, центральная библиотека, педагогическое училище, гимназия № 1 в Полоцке, гимназия № 1 в Минске, общественное объединение «Общество белорусского языка» и другие организации и объекты. Памятники ему установлены в Полоцке, Минске, Лиде, Калининграде, Вильнюсе и Праге.... И выпущено три небольших марки, посвященных 480-летию книгопечатания в Белоруссии. Да, забыл, еще одну марку к 500 летию выпустила «Почта СССР» в 1988 году.

А что же о других событиях, связанных с первопечатанием, спросите Вы, уважаемый читатель, есть ли марки, посвященные этой теме? Да, есть. Но это капля в море того великолепия марок, которое выходит в наше время из под печатного станка. Есть, например, марка, посвященная первому печатному станку. И издала эту марку не Белоруссия, и не Россия, и даже не Китай, а Венгрия. Выпустила такую себе, невзрачную марку без надежды на то, что в филателистическом мире ее заметят. Как, замечают и знают, например, знаменитые кварты с бабочками страны Бурунди.

Удивительно, что такую тему коллекционирования, как первопечатание книг особо не почитают ни в России (ранее СССР), ни в Китае, ни других странах. За все время существования «Почты СССР» было выпущено не более десятка марок на данную тему. Почта России и подавно не стремится к пропаганде истории славянского первопечатания. Другие страны, как например Корея, выпускают иногда марки, посвященные теме печатания книг. Так в 1959 году вышла марка с изображением ручного печатного станка. Более менее активно была отмечена дата 500-летия со дня смерти Иоганн Гутенберга. Как в Западной Германии, так и в Восточной выпускали марки к этой дате. Также и в других странах (Венгрия, Болгария, Франция) выходили несколько марок по тематике первопечатания. Но, все равно, запоминаемость этих марок, их красочность и известность в дальнейшем не идут ни в какое сравнение с тем, какие марки выпускают в более «коммерческих» тематиках.

Безусловно, для выпуска марок по данной теме необходима кропотливая и долгосрочная подготовка. Нужно выбрать сюжет, доказать почтовой комиссии целесообразность сюжета и темы марки. И, конечно, уважаемый читатель, выпустить яркие, красочные марки с изображением, например, самолетов и кораблей сейчас более перспективная задача если учитывать коммерческую сторону. Но возникает вопрос — что мешает государственным мужам в России, стране-хранительнице истории славянской письменности (извините, но в других странах эта тема сейчас не очень актуальна) превратить тему первопечатания на Руси в коммерческую? Ведь все в их руках, надо только захотеть.

Вот такая, уважаемый читатель, сегодня была у нас тема для обсуждения. Надеемся, что Вы (филателист или просто неравнодушный человек) обратите внимание на ту проблему, которая была раскрыта как в статье, так и в самой выставке, о которой пойдет речь ниже. Надеемся также на то, что нас услышат чиновники и комерсанты, от которых зависит принятие решений о выпуске ярких, интересных, запоминающихся марок по истории книгопечатания на Руси вообще и в Татарстане, в частности, как одном из интереснейших направлений исследований в данной области. Безусловно, подтема развития книгопечатания в Татарстане также может занять почетное и важное место в коллекциях мира. А ведь эта подтема, даже по сравнению с темой печати книг в целом на Руси, почти полностью не раскрыта.

Вот такой разговор получился у нас с Вами, уважаемый читатель, на непростую тему. Но очень интересную.

P.S. Возможно, уважаемый читатель, Вы, прочитав статью, подумали о том, что критиковать легче всего. И марки, мол, для нас не красочные, и не информативные, и редко выходят. А вот предложить что-либо можем ли мы сами с точки зрения сюжета на марках посвященных книгопечатанию? Поэтому мы отвечаем на возможный вопрос так — да, конечно, можем предложить и сюжеты, и оформление. Первое наше предложение — обратить внимание на то, что книгопечатание — это технологический процесс, который включает в себя множество технических операций. Одни только виды технологий книгопечатания могут дать материал для целой серии ярких, красочных марок, возможно и с блоком. Выпускают же подобные об истории пчеловодства, например. Во-вторых — как бы было замечательно, если бы на марках вспомнили не только о первопечатниках, но и о том, как развивалось искусство переплета книг. Ведь напечатать книгу — это пол дела. Вторая половина — сохранить ее и переплести. И тут фантазия также может разгуляться не на шутку. На сегодня уже известно больше десятка видов распространенных в мире переплетов. Более того — безусловно заслуживают внимания и способы декоративного оформления переплетной крышки (обложек в которую вкладывается собственно книга - прим. ред.). Здесь можно привести в качестве примера художественную роспись обложки, тиснение, гравировка, кожаный переплет, который сейчас столь актуален в дорогом исполнении как книг, так и другой печатной продукции. Так что было бы желание. А по сему, желаем чтобы 2021 год принес нам, наконец, радость о того, что мы чтим великие события нашей истории, помним ее вершителей и стараемся быть благодарными одаренным людям, подарившим нам Великую Книгу.

Авторы предисловия: Егоров М.И., Васильев В.С.

Во время работы по выпуску статьи использовались материалы журнала «Полиграфия».

 

Для просмотра материалов выставки можно пройти по  ссылке.

https://vk.com/doc352461025_638151717?hash=MVyJ6KmXpBKaIEweEYAftBzaqCDgk3KKFTzTQ7cpmDP&dl=fB0kCFM217CpNRVKIwFqZ3p4hlBFRuDY6UyLlE3XLzg

Для просмотра видео о выставке можно перейти по ссылке https://vk.com/video352461025_456239085

 

  

 

Copyright MyCorp © 2025 | uCoz